Из-за нездоровья Радхи Бернье доклад сделан вице-президентом и международным секретарём
Автор: Дж. Элджо, М. Андерсон
Президентское обращение к 131-ому ежегодному съезду Теософического Общества
(и отчёт о проделанной работе)
Адьяр, 26 декабря 2006 г.
Радха Бернье, международный президент:
Я очень рада еще раз приветствовать всех вас на этом 131-м Международном Съезде в Адьяре, и я желаю очень счастливо и вдохновляющее провести здесь время. Давайте поднимемся, чтобы призвать благословение наших старших Братьев, которые всегда готовы вести и помогать тем, кто бескорыстно посвятил себя благу других живых существ.
Пусть те, кто воплощения Любви бессмертной, благословят своею помощью и руководством это Общество, основанное, чтобы быть каналом для их работы. Пусть они вдохновят его своей мудростью, укрепят его своей силой, и придадут ему энергию своей деятельностью.
А теперь я попрошу вице-президента, который уделяет особое внимание наступающей мемориальной юбилейной датой, начать это обращение.
Джон Элджо:
Братья и сёстры, эта встреча 2006 г., проводящаяся накануне года, когда мы отметим столетнюю годовщину смерти нашего Президента-Основателя, Хенри Стил Олкотта, является особенно значимой. Полковник Олкотт посвятил свою жизнь Учителям, которые были первоначальными вдохновителями основания нашего Общества. Так что традиционный призыв к ним, который только что сделал президент, является в этом случае особенно уместным.
Полковник Олкотт олицетворяет прошлое Теософического Общества, а его будущее воплощается во всей работе, которую сделала и делает наш президент, Радха Бернье. Прошлое Общества и его будущее связаны вместе неразрывными узами через нашу преданность целям, поставленных Учителями Мудрости. Эти великие души не диктуют ни Обществу, ни кому-либо ещё детали того, что нужно сделать или методы выполнения этого. Но они ставят перед нами три идеала: 1) единство всей жизни, 2) упорядоченный прогресс вселенной, и 3) ответственность каждого — участвовать в эволюционном продвижении так, как он только может. Эти идеалы следуют из в трех фундаментальных положений "Тайной доктрины". Если мы со своей стороны стремимся жить по этим идеалам, если мы ПЫТАЕМСЯ, мы можем быть уверены, что и они со своей стороны будут помогать нам.
Работа с нашей стороны включает в себя и съезды, подобные этому. Съезд может укрепить наши узы братства, формировать то ядро, которое является первой целью нашего Общества, и открыть нас к новым мыслям и устремлениям. Теософия — корпус учений о природе вселенной и человека, о цели жизни и нашей дхарме в осуществлении этой цели. Теософическое Общество есть средство внедрения учений теософии в практику. Идеи — мощные вещи, но единственный способ сделать их реальными — жить этими идеями.
Мир сегодня по-видимому разрываем разладом и насилием, невежеством и ненавистью, неуверенностью и страхом. И всё же теософия учит нас, что в сердце всех вещей мы обретаем гармонию и мир, мудрость и любовь, уверенность и надежду. Давайте вспомним одинокую фигуру Арджуны, подавленно опустившегося на пол своей колесницы на поле Курукшетры перед началом великой битвы. В некотором смысле, каждый из нас — Арджуна, мир, в котором мы живем — Курукшетра, а нынешнее время — время Махабхараты.
Арджуна был в отчаянии, потому что потерял видение природы жизни. Его имя означает "яркий, ясный, или белый". Таким образом, он был кандидатом на посвящение ("кандидат" значит "облачённый в белое"). Его посвящение в правильное действие, преданную уверенность и знание Истины было проведено Господом Кришной, чье имя означает "черный". Белое — отсутствие всякого цвета — таким образом символизирует незнание. Арджуна — чистый лист, на котором Кришна пишет своё послание всему человечеству. Черный — сочетание всех цветов, полнота всех объединенных оттенков, цвет бесконечного.
То, что Арджуна узнал от Кришны на том ужасном поле битвы Кукукшетры, было трояко. Одна вещь, которую он узнал, состоит в том, что мир является полем познания, полным порядка и системы, даже если мы не можем сразу увидеть это. Все вещи в жизни связны: мир имеет смысл. Другая вещь, которую он узнал — что есть любящее провидение, которое наблюдает за всеми событиями в этом мире. Мы, человеческие существа, можем делать ужасные ошибки, мы можем поступить неправильно со всем, что только попадает в наши руки; но есть космический Кришна, из которого вселенная исходит и к которому она, с исполнением срока, возвращается. Как сказал космический Христос Джулиане Норвичской, английскому мистику XV века, "Всё будет хорошо". [Пропущена цитата на эту тему из стихотворения Т. Элиота].
Но самая важное, чему научился Арджуна, и действительно первая вещь, которую он узнал в Гите, это что каждый из нас может воплотить разум вселенной и осознать любящий надзор провидения в этой жизни, если мы действуем праведно. Правильное действие совершается не по какому-то набору заповедей или абстрактных правил, а скорее согласно собственной внутренней природе, свадхарме. Именно это Арджуна и сделал, и вот почему он был принцем среди людей, и вот почему нас тоже призывают к этому.
Мы, — вы и я, — все мы — Арджуна. Мы тоже должны учиться действовать, не заботясь о плоде действия. То есть мы должны делать то, что правильно, а не, что, как мы надеемся, принесет нам пользу. Мы должны действовать не для себя, а для целого. Е. П. Блаватская говорила нам, что теософия — это альтруизм, действие для целого, а не для наших отдельных "я". И она говорила, что членство в Теософическом Обществе — не приверженность набору идей, а скорее образ жизни. "Теософ — сказала она, — это кто теософию делает". Во что мы верим, менее важно, чем то, что мы делаем. Вот послание Кришны Арджуне, и это — послание, которое даёт нам теософия. Это послание, которое является нестареющей истиной теософии, особенно своевременно сегодня. И мировые события, и юбилей смерти Олкотта, который мы скоро отметим, призывают нас к осознанию этого послания.
Рассмотрим жизнь полковника Олкотта. Он был практичный человек, эксперт в сельском хозяйстве. Он хорошо служил своей стране — и в военное, и в мирное время. Он сделал многообещающую карьеру как адвокат и корреспондент нью-йоркских газет. Но когда он встретил мадам Блаватскую, он услышал зов из другого мира. И он ответил на него. Он посвятил себя служению Учителям. А служение им осуществляется через служение миру.
В Нью-Йорке полковник Олкотт был вдохновлен на то, чтобы предложить основание Теософического Общества, не зная ещё, чем это должно стать. Затем он откликнулся на призыв приехать Индию, не зная, чего там ожидать — зная только, что его свадхарма зовёт его пропутешествовать через весь мир к новой жизни. Он работал ради гражданских прав шриланкийцев и путешествовал, чтобы отстоять их права. Он трудился для благосостояния бесправных в Индии. Он заботился о детях и создал школы для их образования. Он обнаружил, что обладает целительными силами, и приносил пользу многим людям, излечивая их от болезней. Он способствовал изучению древних индийских рукописей; для этой цели он основал Адьярскую Библиотеку. Он был движущей силой в возрождении буддизма, способствуя взаимопониманию между всеми школами этой религии. Он был справедлив честен со всеми.
Полковник Олкотт не был только Президентом-Основателем Теософического Общества, он был во многих отношениях образцовым теософом. Он не был совершенен — он был человеком. Но он следовал завету Учителя: он пытался. И этим он дал пример всем нам, пришедшим после него. Когда он подошёл к концу своей жизни, он мог по праву услышать слова Христа, вложенные им в уста хозяина из притчи о талантах: "Хорошо сделано. Войди в радость господина твоего".
Сегодня, осматривая мировую арену, мы видим трагическую драму огромных масштабов. Сектантская борьба, корпоративная жадность, правительственное беззаконие, дипломатическая некомпетентность, геноцид, религиозный фанатизм, племенное насилие, должностные преступления, злоупотребление своим положением со стороны священников — всё это пути окружающего нас мира. Что мы можем с этой повсеместной и ядовитой злостью среди народов?
Как сказала нам Е.П. Блаватская, теософы как таковые не вмешиваются в политику. Как индивидуумы, мы в таких вопросах следуем своей совести и справляемся с бедами мира так, как позволяют нам наши способности, как поступал полковник Олкотт на Шри-Ланке, в Индии, и в других местах, и как Анни Безант поступала в Англии и Индии. Там, где боль и горе, как люди мы должны делать то, что мы можем, чтобы уменьшить страдание и утешить страдающих. Мы должны применить чрезвычайное усердие, чтобы облегчить симптомы болезни, которой страдает человечество.
Но как теософы, мы имеем ещё одну, другую ответственность. Мы не ограничиваемся экстренными мерами по облегчению положения в тех или иных местах. Вместо этого мы обращаемся к диагнозу Великого Врача и стремимся применить его рецепт от болезней мира. Причина мировых бед — невежество. Это вера в то, что вы и я отдельны друг от друга. Это вера в то, что мне можно сделать что-то для своей выгоды, не принимая во внимание последствий этого для вас. Лекарство от мировой болезни — осознание единства всей жизни по сути и принятие жизненного курса, соответствующему этому осознанию.
Рецепт лечения — тот самый, что Кришна дал Арджуне. Это — действовать с доверием к мудрости космической системы и любви, которая движет Солнце и другие звезды (как говорит Данте в "Раю"). Такая деятельность должна быть свободна от личного желания; она должна мотивироваться исключительно нашей заботой о благе всех существ. Мы должны, в сущности, принять обеты бодхисаттвы. Это обет не входить в нирвану, пока все существа не могут cделать это вместе. Но фактически это — просто признание того факта, что вся жизнь — едина. А поскольку жизнь едина, с любым из нас не может произойти ничего такого, что бы не затронуло нас всех. Наша забота друг о друге — то же самое, что и забота о себе.
Такая забота проявляется двумя способами: во-первых, — путём воздержания, насколько мы способны, от причинения вреда любому другому существу; и во-вторых стремлением изо всех сил помогать свободному развитию других существ к совершенству. Если мы действуем так, то в конечном счете, на вопрос, который Господь Кришна адресует всем, кто следуют по Пути, мы сможем ответить вместе с Арджуной: "Разрушено мое заблуждение. Через твою благодать, о Неизменный, я достиг познания. Я тверд; мои сомнения унеслись от меня. Я поступаю по слову твоему".
Это — не то, что христианские богословы называют "советом быть совершенным", то есть рекомендация совершить поступок такой необычайной трудности, который по силам только исключительно святым. Это скорее простой поступок обычной человечности. Безусловно, мы еще не полностью человечны. Мы — только на пути к полному или совершенному человечеству. Пока же лучшее, что мы можем сделать, это действовать, ни на минуту не упуская из виду человеческого совершенства. А это требует примера. Есть великие примеры, подобные Будде, Христу, Кришне. Но Арджуна и полковник Олкотт — тоже образцы такого действия. Они были несовершенными существами, но они пытались. И своими усилиями они показали нам, чего можно достичь.
Так что, в течение этого съезда, давайте не терять из виду человеческого совершенствования. И здесь мы не можем поступить лучше, нежели помнить жизнь и достижения нашего Президента-Основателя, Хенри Стил Олкотта. Пусть его жизнь каждому из нас будет маяком, светящим в тёмном мире. Давайте следовать его примеру и примеру царевича Арджуны — пусть каждый следует своей дхарме, служа друг другу и всем живым существам.
А теперь я попрошу нашего международного секретаря, Мэри Андерсон, продолжить с отчётом о проделанной работе во всём мире.
Мэри Андерсон:
Работа по всему миру
Введение; Индия, США, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Африка
Я уверена, что всем вам интересно и полезно будет услышать о теософической деятельности в разных странах мира. Мы не только сможем порадоваться некоторым "историям успеха", но и высмотреть полезные предложения длядеятельности и занятий в наших собственных областях. Уже говорилось, что количество членов в странах, где есть большие секции Т.О., имеет тенденцию к росту, а в областях с меньшим количеством членов имеет тенденцию к уменьшению. Однако, это не всегда так. А возрастающие цифры членства — не обязательно признак хорошо поставленной теософической работы! Членство несколько упало (прежде всего в силу многочисленных естественных потерь) в самой большой в мире секции — Индийской, которая ведёт разнообразную деятельность в своих шестнадцати федерациях, некоторые из которых по площади и по численности превосходят многие из меньших секций в других частях света! Нужно исследовать причины снижения членства и наращивать теософические программы и деятельность для молодежи.
Съезд Индийской Секции, как обычно, прошёл в Адьяре в течение международного съезда, и включил в себя, помимо деловых встреч, симпозиум на тему "Истина: её природа и измерения". В штаб-квартире секции, в красивом поместье в Варанаси, проводилась разнообразная деятельность, включая двадцать публичных лекций на темы, связанные с целями и работой Общества. Встречи по изучению были посвящены "Практическому оккультизму" Блаватской и "Ключу к теософии". После взрыва бомбы в этом городе была проведена встреча лидеров различных религий и учёных, чтобы поговорить о Всемирном Братстве и мире. Был организован конкурс эссе для учеников старших и средних классов, основанный на книге Анни Безант "О правильном гражданстве". В Варанаси были проведены учебные лагеря (профессором П. Кришной в одном случае и д-ром Рамануджачари, совместным генеральным секретарем, в другом); подобные занятия проводились также и в других частях страны. Занятия Южно-индийской конференции, проведенной в Адьяре, были основаны на книге Клары Кодд "Путь ученика"; международный президент прочитала лекции, за которыми последовало общение с участниками и между ними. Г-жа Бернье также читала лекции и провела учебные лагеря и школы во многих других местах. Генеральный секретарь был главным гостем на ежегодных конференциях нескольких федераций. Доктор Рамануджачари также широко читал лекции в пределах секции. Национальные лекторы и другие много путешествовали, проводя учебные лагеря и семинары, посещая ложи и выступая с лекциями. Теософический Орден Служения был очень активен повсюду в Индии. В районе Ченная (бывш. Мадрас) продолжалось оказание помощи жертвам цунами. Журнал "Индиан Теософист" выходит ежемесячно, имея средний тираж 3200.
Президент Теософического Общества в Соединенных Штатах сообщает о росте членства, частично благодаря новым подходам в привлечении и сохранении членов. Доступность услуг и ресурсов в интернете была улучшена. В американской штаб-квартире предпринимается больше усилий по взаимодействию с местным сообществом, что даёт улучшение имиджа Общества в области. Фестиваль "Теософест" оказался очень успешным, его посетило около 800 человек. Качество издаваемых книг улучшено, и предприняты усилия по снижению затрат. Часы работы библиотеки была продлены. Региональные конференции, имевшие в виду улучшения имиджа Общества, дали увеличение членства. Чтобы привлекать новых членов и вдохновлять их, была сформирована "Стратегическая команда". Национальный сбор на тему "Теософия в действии" с участием международного президента привлек почти 100 участников.
В Канаде есть четыре активных ложи и некоторые центры изучения, прежде всего на западе и востоке этой обширной страны. Как неизбежно бывает в стране с большими малонаселенными областями, имеется также много неприсоединённых членов. В целом там сильнее интерес в распространении знаний теософии, чем в формировании большой организации с многочисленными ложами. Похоже, что эта цель достигнута: сайт Т.О. в Канаде имеет более 2000 посетителей ежедневно.
Несколько основных моментов из отчёта Австралийской Секции, где членство возросло: почтенный профессор Самдхонг Ринпоче, премьер-министр Тибетского Правительства в изгнании и пожизненный член Т.О. в Индии, посетил австралийскую штаб-квартиру в День Адьяра (7 февраля). В программе национальной радиовещательной корпорации ABC прозвучали интервью с международным президентом и двумя сиднейскими теософами. В австралийской штаб-квартире прошёл Первый региональный симпозиум. Новая и работающая с энтузиазмом группа сформировалась в Квинслэнде. Просветительская деятельность расширяется. Австралийская Секция продолжает свою финансовую поддержку международной штаб-квартиры в Адьяре и Индо-тихоокеанской Федерации. Членам и ложам рассылаются материалы для изучения. Очень ценны услуги, предлагаемые Библиотекой Теософических Исследований Кэмпбэлла. К библиотеке секции был добавлен раздел индологии. Председатель Европейской Федерации и Эд Абдилл из Нью-Йорка совершили поездку по секции и выступали в разных центрах по всей стране, как и национальные лекторы.
Темой съезда Новозеландской Секции было "Исследование теософии в живых традициях". Последние включали тибетский бон, суфизм, бахаи, традиции маори и теософические. Эд и Мэри Абдилл были приглашенными лекторами в школе теософии, г-н Абдилл провел занятия на тему "Основы вневременной мудрости", а г-жа Абдилл тоже выступила с лекциями и провела вспомогательные собрания. Региональные группы, при активном участии генерального секретаря, проводят полезную работу в обеспечении взаимодействия членов в своих областях. Штаб-квартира помогает местным отделениям по всей стране в составлении программ. Целью последних нескольких лет было сделать ложи более независимыми, но также и обеспечивать им поддержку, когда необходимо, например поощряя приглашение в них национальных лекторов. Программы лож стремятся к сбалансированному сочетанию служения, медитации и изучения. Развиваются и внешние программы, имеющие целью представить теософию широкой публике, начиная с программы "Рост осознанности". Имело место небольшое снижение членства.
В Претории и Йоханнесбурге в Южной Африке проводятся обсуждения в группах, чтобы лучше познакомить членов с теософией и Обществом. В этих двух городах также проводятся курсы по изучению; в Йоханнесбурге их посещают около тридцати человек. Генеральный секретарь вел группу по изучению "Голоса Безмолвия" в ложе Претории, а ложа Йоханнесбурга изучает Йога-сутру. На некоторых публичных лекциях были устроены дискуссии по теософии. В Дурбане, где ложа испытывала различные трудности, генеральный секретарь провела неделю, распространяя теософические учение через дискуссии, лекции и однодневный семинар и пытаясь помочь решить проблемы. Она также посетила ложу Кейптауна, где совещалась с комитетом и читала лекции на тему "Свет теософии". С успехом был проведен съезд, на котором было шестьдесят участников. Главным фокусом работы на ближайшее будущее станет увеличение членства лож и лучшее ознакомление членов с теософическими ценностями и учением.
Западноафриканская Секция имеет ложи и центры в Гане, Нигерии, Камеруне и Либерии. Количество членов остается равным 251. Ложи занимаются изучением и дискуссиями о теософии и Теософическом Обществе. Генеральный секретарь посетил Нигерию и провел полезные обсуждения. Главной темой ежегодного съезда, который был многочисленным, было "Теософическое Общество, его работа и теософия". Темой ежегодной школы мудрости было "Человеческое Я, рождение и развитие", а материалами для неё были книги Пауэлла, Анни Безант и Джеффри Ходсона. Семинар на выходных в восточной Гане был посвящен теме "Понимание теософии и цели жизни на Земле". Продажи книг увеличились втрое по сравнению с прошлым годом. Продвигается работа по строительству штаб-квартиры в Аккре, Гана. Там же были проведены ежегодная школа мудрости под руководством Айзека Заней и ежегодный съезд.
Во франкоговорящем Кот-д'Ивуаре работа продолжается, встречи проводятся еженедельно, несмотря на трудную политическую и военную ситуацию. Изучение основано на "Ключе к теософии" и введении к "Тайной Доктрине" и, ввиду неспокойной ситуации в стране, постоянно возвращаются к темам мира, гармонии, братства и кармы.
Европа
Генеральный секретарь Итальянской Секции, самой большой в Европе, сообщает о небольшом снижении членства — до 1141. Большинство членов в этойстране принадлежат к сорока двум ложам и девяти центрам. В этом году Итальянской Секции выпало организовывать ежегодную летнюю школу латиноговорящих стран в международном теософическом центре в Наардене, Голландия, где приглашённым выступающим был международный президент. Темой ежегодного семинара, проведенного в сотрудничестве с Европейской Федерацией, было "Сострадание согласно Учению Сердца". Другие семинары касались "Теософической мысли в древней философии" и "Теософии в жизни, работе и мысли Кришнамурти". Среди публикаций были новый итальянский перевод "Учения сердца" Безант, пересмотренный перевод Бхагавад-гиты, переиздание "Тайной доктрины", "Писем махатм", "Эзотерического буддизма" и различных оригинальных трудов на итальянском. Журнал секции выходит ежемесячно. Больше чем 3000 человек в месяц посещают сайт Т.О. в Италии.
В Английской Секции, где членство выросло до 101 человека, велась живая деятельность в штаб-квартире в Лондоне. Еженедельные лекциях посещало в среднем тридцать человек, увеличиваясь на выступлениях выдающихся или популярных докладчиков, типа доктора Руперта Шелдрейка, примерно до пятидесяти или шестидесяти. Были проведены семинары на разные темы, включая "Письма махатм", и еженедельные курсы на тему "Теософия: путь к открытию себя" и "Тайной доктрине". Информационный отдел получил более 750 запросов, приблизительно 95% из своей страны. Госпожа Бетти Блэнд, президент Американской Секции, в качестве приглашённого лектора прочла в летней школе около Нортхэмптона лекцию "Ключ добродетели". В занятиях этой школы, основной темой которой была "Живая мудрость", участвовало больше 100 человек. В Текелс Парке и других местах были организованы региональные конференции. Интернет-курс Эрика Макгауфа "Мудрость и путь" широко использовался ложами.
Обратимся к другой европейской стране со сравнительно большим членством (458), если принять во внимание население страны, — Финляндии. Генеральный секретарь сообщает о деятельности двадцати двух лож и трех центров изучения. Некоторые из лож встречаются раз или даже два раза в неделю для изучения теософической литературы. В штаб-квартире в Хельсинки еженедельно проводятся публичные лекции, а также чаще или реже — в некоторых других городах. Главным событием года года была летняя школа в центре секции в Крейвиле на тему "Восприятие истины" с профессором Кришной в качестве приглашённого докладчика. Другие летние мероприятия включили воскресный семинар в Северной Финляндии, и встречу на выходных с братскими теософическими организациями на тему "Смерть и реинкарнация". Президенты и представители различных лож встретились в Турку, чтобы обсудить "Вызовы теософической работы". Пятьдесят членов участвовали в ежегодном съезде, проведенном на севере страны. Журнал секции выходит шесть раз в год; всем членам рассылаются по два письма с материалом для изучения. Среди новых публикаций этого года были "Религия наших калевальских праотцов" и переводы книг "Древняя мудрость — современный взгляд" (Ш. Николсон) и "Мыслеформы" (Ч. Ледбитера и А. Безант). В одиннадцати городах имеются теософические библиотеки. Ведётся подготовительная работа к столетию Финской Секции и европейскому конгрессу, который состоится с 14 по 18 июля 2007 г.
В Нидерландах отремонтированное здание штаб-квартиры с помещениями книжного магазина и библиотеки (с 2100 книгами), а также и лекционным залом, оказалось привлекательным для публики. В секции активны десять лож и восемь центров изучения. Из встреч, проведенных на национальном уровне, можно отметить летнюю школу с участием Радхи Бернье, которая прочла лекции и провела обсуждения по "Письмам махатм". Группы по изучению собирались четыре раза в штаб-квартире, темами были "Тайная доктрина" и "Письма махатм"; также собиралась недавно созданная группа по связям с общественностью.
Из Германии сообщают, что ложи продолжили регулярно встречаться еженедельно или раз в две недели. Около двадцати членов участвовали во встречах по выходным на севере Германии, организованных президентом новой гамбургской ложи и другими. На летней школе, привлекшей около двадцати пяти членов и друзей, изучалась "Тайна сознания" — на эту тему были лекции, симпозиумы и семинары.
Во Французской Секции членство слегка снизилось — до 392. Тема ежегодного съезда "Познай себя" была представлена на симпозиуме тремя докладчиками, а затем последовало обсуждение. Прежний генеральный секретарь, Даниэль Одуэн, по этому случаю прочла публичную лекцию на тему "Братство и самопознание". Ложи собираются раз в месяц, чтобы изучать теософическую литературу, включая "Тайную доктрину", "Письма учителей мудрости", книги Шри Рама, Кришнамурти и А. Пауэлла. В Париже и Марселе раз в две недели проводятся публичные лекции. В Париже были проведены три семинара в сотрудничестве с Европейской Федерацией. Среди публикаций — французские переводы книг "Боги в изгнании" и "Наука и оккультизм". Журнал "Лё Лотю блё" выпускается ежемесячно.
Исландская Секция всегда была одной из самых активных, хотя деятельность главным образом сосредоточена в столице, Рейкьявике, где с октября по начало мая каждую пятницу проводятся публичные лекции. Объявления о них печатаются в главных газетах, и собирается аудитория от сорока до шестидесяти человек. По субботам проводятся неформальные встречи — с чаем, обсуждениями или просмотром видеофильмов. Также проводятся курсы медитации и медитативные собрания. Председатель Европейской Федерации посетила Рейкьявик и провела семинар на тему "Как выяснить свою собственную дхарму". Журнал "Ганглери" издаётся два раза в год, содержит 96 страниц и рассылается более чем 700 подписчикам. (Население Исландии — 300000.) Летняя школа проводилась, как исключение, в Рейкьявике.
Генеральный секретарь Испанской Секции докладывает о летней школе на Коста Брава на тему "Ища самоосознания". Присутствовало 140 человек, очень вдохновляющим приглашённым лектором был Гаспар Торрес с Кубы. Иберийские дни на тему "Пробуждение" привлекли семьдесят пять участников, среди которых было четырнадцать членов из Португалии. За этот год были основаны две новых ложи, в Аликанте и Касересе. Португальский генеральный секретарь сообщает об укреплении связей с другими европейскими секциями, в частности с испанской, и о разрешении внутренних проблем. Был организован семинар на тему "Религии сегодня" с участием председателя Европейской Федерации.
Основным тоном летней школы Шведской Секции было "Безмолвие", приглашённым лектором был генеральный секретарь Английской Секции. Участвовало двадцать три человека. Встреча на выходных была посвящена учениям Кришнамурти. "Летний диалог" привлек пятнадцать участников. В дополнение к шести ложам начали работу два новых центра изучения. К сожалению, представляется, что в Норвегии количество членов упало ниже определённого уровня, после которого трудно восстановиться, несмотря на то, что в Осло были организованы два семинара, один из которых вёл профессор П. Кришна, и несмотря на усилия организационного секретаря и прочих. Исключение из этой тенденции — Уэльс, где к существующей ложе в Кардиффе добавились три новых ложи, и членство за прошедшие два года почти удвоилось. Динамичные молодые члены организовали интересные курсы, которые привлекают много новых членов.
Другая страна, где членство выросло — это Бельгия, с новой фламандско-говорящей ложей и членами в Брюсселе, собирающимися открыть новое здание штаб-квартиры. Занятия были основаны на классике теософии и включили также мысли Кришнамурти. Регулярно проводятся и вводные курсы. Члены и сочувствующие, наряду с месячными планами, обеспечиваются учебными материалами.
В Венгрии также была зарегистрирована новая ложа — первая за много лет. Она находится на востоке страны и очень активна, проводя еженедельные встречи по субботам с 14.30 до 20.00. Изучаются классические идеи теософии в соотношении с современной жизнью. В Будапеште проводились ежемесячные публичные лекции об основах теософии.
Теософическое Общество в Ирландии — тоже в процессе роста; в двух ложах проводятся беседы, действуют центры изучения, занимающиеся классикой теософии. Учебные материалы выпускаются раз в два месяца и сопровождаются письмом от организационногосекретаря. Планируется выпускать Ирландский теософический бюллетень и создать сайт. Визит международного президента и её лекции в Дублине и Белфасте принесли много вдохновения.
Ещё одна маленькая страна, где процветает теософия, это Словения — работа расширяется медленно, но верно, и уже есть 69 членов. Интересующиеся принимаются в члены только после двух лет посещения вводных встреч для кандидатов. Это делается для более устойчивого членства. Проводятся летние и зимние школы, в них участвуют около сорока членов, иногда в качестве лектора приглашается председатель Европейской Федерации или международный секретарь. Начала набирать силу деятельность Ордена Служения.
В Швейцарии президентский представитель и ее команда с энтузиазмом работают в Женеве, чтобы создать там Теософическое Общество, проводя вводные курсы. Их энтузиазм оказывается заразительным. Председатель Европейской Федерации и международный секретарь провели в Женеве семинары. Маленькая группа, действующая в немецкоговорящей области, собирается время от времени.
Латинская Америка
Теософическое Общество в Аргентине — среди самых активных в Латинской Америке. Летние и зимние школы, а также собрания под названием "Живая теософия" (где присутствующие участвуют и в хозяйственных работах: готовка, уборка и т.д.) собрали приблизительно сорок участников из различных частей страны, а также из Чили. Многие из этих мероприятий были проведены в теософическом центре в Сан-Рафаэле, который находится в процессе расширения. На летней школе обсуждали, как знакомить молодёжь с теософией. Молодые члены гармонично работают в секции вместе с остальными, некоторые из них входят в совет секции. В ложах изучалась классика теософии, например книги Е. П. Блаватской, Анни Безант и д-ра Таймни. Новый проект — включение в программы лож медитативных групп. Переведена и напечатана книга Р. Бернье "Другого пути нет". Из теософической литературы, выпущенной издательством, лучше всего продаются книги Блаватской, Безант, Ледбитера, Таймни и Кришнамурти. Число членов в Аргентине слегка выросло, а в Бразильской Секции (самой большой в Латинской Америке, 807 членов) незначительно упало. В Бразилии Общество активно в пяти местных регионах. Теософия распространяется через пятьдесят семь каналов телевидения в сорока восьми городах.
Бразилию в апреле 2006 г. посетила международный секретарь, в течение своего приблизительно двухнедельного пребывания в стране прочитав лекции в Сан-Паулу и Бразилиа и проведя курсы по йоге и "Письмам махатм" в теософическом центре возле столицы. Бразильское теософическое издательство выпустило книгу генерального секретаря "Наука астрологии и школы мистерий", которая также была предметом семинара.
Колумбийская Секция принимала у себя восьмой карибский теософический семинар в красивом поместье возле Боготы, тема изучения была "Образование и мудрость". Присутствовало около семидесяти членов от десяти стран Карибского региона. Большинство лож собираются еженедельно. В Боготе были проведены публичные лекции на такие темы как "Мировая война её уроки", "Коммуникации и человеческие отношения", и т.п. Учебный материал часто берётся из журнала секции, который рассылается по электронной почте приблизительно семидесяти членам в Латинской Америке и доступен публике по очень низкой цене. Основной курс привлек приблизительно двадцать пять — тридцать членов и сочувствующих.
В Мексике важным событием, укрепившим работу всех лож, было празднование столетия ложи "Аура" и организованной теософической работы в Мексике. Темой осенней школы (темой несколько необычной) был "Эфир Кили". В мексиканской штаб-квартире были проведены два цикла лекций. Темой занятий лож в Мексике были книги Безант, Таймни и Бернье, а также такие предметы как "Три фундаментальных положения Тайной Доктрины". Были проведены курсы; примеры тем — "Что такое теософия?", "Вегетарианская диета" и "Йога-сутры Патанджали".
Отчёт из Чили упоминает два визита аргентинского генерального секретаря со своим мужем, которые провели лекцию и семинар по йоге, очень хорошо принятый. Чили такжепосетили международный секретарь, президент Межамериканской Федерации и другие. Общественная деятельность включала в себя тридцать девять семинаров и лекций на такие темы как например, "Учимся умирать", "Парадоксы кармы" и "Образование и мир". Курсы и семинары по теософии касались таких предметов как состав человека, карма, перевоплощение, жертва, "Золотые ступени", Теософическое Общество и его члены, и т.д. Здание штаб-квартиры в Сантьяго было отремонтировано. К сожалению, после этого в здание забрались воры и украли ценный материал.
Сообщение из Боливии упоминает национальную встречу на тему "Жизнь после смерти" и желанные визиты аргентинских теософов, которые читали лекции членам и широкой публике. С понедельника по пятницу в штаб-квартире проводятся мероприятия, имеющие целью привлечение молодых изучающих, желающих присоединиться к Теософическому Обществу. Были также проведены курсы йоги. Ложи изучали, в частности, "Тайную доктрину", "Древнюю мудрость" и "Самосовершенствование". Среди интересных тем лекций были "Майа", "Прогулка по Адьярской штаб-квартире", "Озеро Титикака" и "Экология и теософия".
Теософическое Общество в Центральной Америке охватывает Никарагуа, Сальвадор и Гватемалу. К сожалению, полученная в этом году информация очень скудна, хотя сообщается, что ложа Блаватской в Манагуа провела сорок одну встречу со средней посещаемостью около восьми членов и интересующихся. Кроме того, хотя никаких сообщений от лож в Сальвадоре и Гватемале получено не было, они, как известно, проводят регулярные встречи. В Коста-Рике семь членов присоединились к Обществу (или воссоединились с ним) после прохождения вводного курса. На конгрессе 2005 г. было решено, что в Коста-Рике нужно основать теософический центр, который бы служил Центральноамериканскому и Карибскому регионам. Подходящий участок теперь найден — легко доступный и с умеренным климатом, в лесистой области и с чистым ручьем. Занятия в разных ложах, включали в себя, например, темы "Смысл сказок", "Подготовка к смерти" и диалоги Платона. Были проведены курсы по "Тайной доктрине", "Письмам махатм" и "Самосовершенствованию". В связи с приближающемся столетием со дня смерти полковника Олкотта изучались его жизнь и работа.
Осуществление планов работы в Пуэрто-Рико задержалось из-за различных факторов, включая пожар, в результате которого всё оборудование офиса было уничтожено, а зданием нельзя было пользоваться в течение нескольких месяцев. Имело место существенное снижение в членстве, двадцать два члена вышли или умерли. С другой стороны, вступили девять новых членов, а посещаемость еженедельных публичных лекций повысилась. Участие в двух радиопередачах дало хороший общественный резонанс и привлекло новых интересующихся. Так что набрался целый класс слушателей базового курса теософии. Айзек Джоули посетил страну и провел семинар и лекции, которые хорошо посещались, а также дал интервью радио.
Представитель президента для Доминиканской Республики (живущий в Пуэрто-Рико) сообщает, что два раза посетила эту страну, чтобы читать лекции, выступать перед членами и привезти книги для библиотеки. Она также обеспечила их курсом для начинающих. На одной из групп изучались "Теософия в вопросах и ответах" Паври и "Самосовершенствование", а на другой — "Путь ученичества". Была проведена летняя школа с Айзеком Джоули в качестве приглашённого лектора. Он также читал лекции в университете Санто Доминго, собрав аудиторию в 200 человек.