В СВЕТЕ КАРМЫ

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ИЛЛЮЗИИ СЛУЧАЙНОСТИ

"Как человек сеет, так он и пожнет."

В настоящее время в эзотерической литературе существует много путаницы относительно точного значения термина “Карма”, и в результате можно обнаружить, что это понятие подвержено обманчивым оттенкам определения и интерпретации среди современных авторов по этому вопросу.

Еще 130 лет назад эта концепция не имела почти никакого значения для жителей Западного мира; и только с появлением Теософского общества и учения Блаватской карма, наряду с понятиями реинкарнации и единства жизни, вошла в основное русло. Сегодня, несмотря на свою широкую популярность в качестве концепции, карма часто неправильно понимается и искажается как простая тень ее истинной глубины и сложности; смягчается последствиями ее принятия в массовой культуре и включения в общий и разговорный язык.

С точки зрения теософии, карма может быть описана как относящаяся к духовному закону причины и следствия, который присущ самой структуре Вселенной. Как таковая,она неизменна, действуя автоматически и неизменно в эволюции и в порядке космоса, вкотором мы существуем. Применительно к жизни индивида его можно рассматривать каквысший закон справедливости, посредством которого человек пожинает плоды своегособственного сеяния, наслаждаясь или страдая от результатов своих собственных действий,и который действует в соответствии с индивидуальным опытом, жизнью и характером. Онасовершенно безлична и все же бесконечно справедлива в своей работе.

В этом смысле карма очень похожа на естественные законы математики и физики,действующие в точном соответствии с ними и вызывающие точные следствия всоответствии с неизменностью ее закона. Она стоит вне вопросов добра или зла, наградыили наказания, морали или безнравственности и так далее; она действует скорее, каквеликая природная сила, превосходящая любые подобные вопросы человеческогоповедения. Карма - это не что-то навязанное нам произвольным суждением мстительногобога или духовных сил; как абсолютный закон, он должен рассматриваться скорее, какпроявление следствий в соответствии с теми причинами, которые мы привели в движение- это просто закон причины и следствия.

Фигура I

Фигура I - Бесконечный узел - это азиатское представление кармы, символизирующеепереплетение причины и следствия как кармический цикл, который продолжается вечно.

В "Ключе к Теософии" [1] Блаватская пишет о карме, что она есть:“...тот невидимый и неизвестный закон, который мудро, разумно и справедливоприспосабливает каждое следствие к его причине, прослеживая последнюю до еепроизводителя. Хотя сам он непознаваем, его действие воспринимаемо.”

Таким образом, карма познается исключительно благодаря очевидности ее последствийв феноменальном мире, которые также отражаются в жизни индивида. Мы невоспринимаем карму саму по себе и не полностью понимаем ее сущность, но мы знаем,как она действует по природе своего неизменного закона, который постоянен и неизменен,и в результате мы можем точно предсказать и определить ее способ действия.

Как закон, по которому каждое действие должно привести к равному противодействию,карма может также рассматриваться как содержащая гармонизирующий принцип; толькопо закону кармы Вселенная сохраняет свое равновесие. Весь космический процесс вдействии происходит в соответствии с законом. Мы знаем от Ньютона, что на каждоедействие должна быть противоположная и равная реакция: причина и следствие. Этотзакон является универсальным законом, который упорядочивает и уравновешиваетритмическую работу мира, удерживая вселенную в этом состоянии совершенногоравновесия. Без такого постоянного равновесия и приспособления космос рухнул бы вопустошающей Буре хаоса и беспорядка – атомы разлетелись бы на части, а планетыразлетелись бы в разные стороны. Научное познание стало бы невозможным, так как несуществовало бы законов, по которым можно было бы предсказывать закономерностиявлений. На самом деле Вселенная вообще перестала бы существовать.

Фигура II

Фигура II - Лотос: символическое изображение кармы во многих азиатских традициях,поскольку он одновременно несет в себе свои семена, пока цветет. Семя символизируетпричину, а цветок-следствие.Карма, как Закон причины и следствия, стоит на субстрате научного исследования исистематизации и как таковая лежит в основе наблюдений и экспериментов всехэмпирических систем исследования. Точное действие закона и средства, с помощьюкоторых он проявляется в феноменальном мире, остаются предметом споров междуразличными школами мысли, однако фундаментальная необходимость такого принципапричинности всеми признается аксиомой. Действительно, покончить с кармой значило быотдать мир во власть случая; та фиктивная тень существования, перед которой людипресмыкаются и волнуются, покорно подчиняясь затруднениям окружающей среды.

В природе нет никакой случайности; Вселенная движется по своим непрерывнымциклам с завидным постоянством. Чтобы прийти к какому-либо пониманию природысуществования и неизменных законов Космоса, нужно прежде всего постичь этот вечныйзакон причины и следствия, ибо без него был бы полный хаос, и все явления были былишены последовательности или структуры. Гармония – Иерархия – Соответствие -Порядок - вот все аспекты этого основного стихийного закона.

Поэтому о карме часто говорят, как о “Законе законов”. [2] Как таковой он можетрассматриваться как естественный закон, лежащий в основе всех условий и законовфеноменального существования. Карма - это маятник, подвешенный между движениемсвоего качания; взаимосвязь всего сущего в вечном настоящем. Фундаментальноесостояние природы - это постоянное изменение, но карма - это та сила равновесия, котораяудерживает полярность жизни в равновесии.

Созидательные и разрушительные силы природы вовлечены в вечную войну и борьбу –одна стремится созидать, а другая разрушать - в результате чего ничто никогда не бываетпо-настоящему устойчивым, а скорее находится в постоянном состоянии изменения. Циклы следуют за циклами в вечной прогрессии повторения. Миры, нации, единицы ииндивидуумы имеют свое рождение, рост, апофеоз, упадок и окончательную смерть.

Подобно океанским приливам, все существование, великое и малое, имеет свои взлеты ипадения, свои приливы и отливы, свою ритмическую компенсацию. Смена находится впостоянном режиме работы; деятельность - это механизм природы. Нет ничегонеподвижного. Все это - поток. Все течет. Все это - перемены. Все проходит. Все вещиподнимаются и, в свою очередь, падают. Созидание, разрушение и возрождение - этонепрестанная троица Вселенского закона.

В мгновение ока природа переживает миллион рождений и миллион смертей. И все жеприрода существует вечно, без рождения и смерти. Это и есть карма - творец постоянногосреди перемен.

Фигура III

Фигура III - Бхавачакра, или Колесо Жизни в буддийской традиции. В буддизме именнонаши преднамеренные действия (или карма) привязывают нас к циклу перерождений вСансаре – безначальному и вечно продолжающемуся процессу, последовательностькоторого можно остановить, только следуя буддийскому пути.

Согласно Карме, каждое действие определяется своей причиной. Такое утверждениеможет показаться читателю очевидным, но при полном осознании этого факта оно можетрезко поколебать кажущуюся уверенность человека в своем здравом смысле. Как часто мыговорим идиоматически о "случайности” и "удаче", как будто события в нашей жизнипроисходили случайно, без всяких предшествующих причин! Похоже, что понятия"случай” и "удача" глубоко укоренились в структуре нашего культурного подсознания –даже воспринимаются как нечто само собой разумеющееся – и поэтому от них нелегкоизбавиться. Это иллюзия случайности.

Мир, в котором существуют “случай” и “удача”, был бы праздным, так как случайныесобытия не требуют ни тщательного изучения мысли, ни усилия воли. Не было бы никакоймотивации, так как не было бы ничего, что можно было бы сделать. В таком мире несуществовало бы периодичности; не было бы циклов, по которым природа могла быследовать своим ритмическим курсом, и как таковой не было бы никакой погоды – никакихсезонов – никаких приливов. Все будет просто происходить, независимо от того,совершаются ли какие-то действия или нет. В мире без кармы воцарится хаос.

Из этого закона не может быть никаких исключений. Ничто не может произойти внепричины и следствия. То, что мы приписываем области случайности, есть лишь то, чтовыходит за пределы нашего ограниченного понимания. В нашем ограниченном состояниисознания мы пытаемся ограничить природу сферами конечности, воображая, что так же,как воспринимают наши чувства, должна быть и природа. Хотя на самом деле мы подобнырыбам в аквариуме, не обращая внимания на то, что лежит за пределами нашеймикрокосмической среды обитания, кроме подглядывающего взгляда с линзой рыбьегоглаза через искаженное стекло.

Плотин пишет в Эннеадах, что:
"Те, кто верит, что мир бытия управляется удачей или случайностью и что он зависит отматериальных причин, очень далеки от божественного и от понятия Единого.” [3]Поэтому понятие случайности является разделяющим, так как в мире, лишенномпорядка, не может быть понятия единства. Только благодаря признанию этого закона мыможем начать понимать принципы, лежащие в основе деятельности природы, и благодаряэтому подняться над материальным планом жизни, соприкоснувшись с высшимиаспектами нашего существа. Поступая таким образом, мы можем стать хозяевами судьбы,формируя сознательную часть закона, и таким образом определять свою собственнуюкарму. Мы становимся причиной, а не следствием.

Поэтому понятие случайности является разделяющим, так как в мире, лишенномпорядка, не может быть понятия единства. Только благодаря признанию этого закона мыможем начать понимать принципы, лежащие в основе деятельности природы, и благодаряэтому подняться над материальным планом жизни, соприкоснувшись с высшимиаспектами нашего существа. Поступая таким образом, мы можем стать хозяевами судьбы,формируя сознательную часть закона, и таким образом определять свою собственнуюкарму. Мы становимся причиной, а не следствием.

Понимание кармы дает нам ключ, с помощью которого мы можем освободиться отцепей страданий и заблуждений. Таким образом, освободившись от оков, мы обретаемспособность подняться над обстоятельствами нашего окружения и пройти черезжизненные испытания радостно и мужественно. Мы приходим к осознанию своегособственного места в космической схеме, в которой мы являемся творцами нашихсобственных наслаждений – наших собственных отчаяний. Наши беспокойные мыслипреобразуются в осознание, которое приходит из нашего саморефлексии, и заменяютсявместо эти благородные устремления и позитивным взглядом на жизнь. В соответствии скармой мы должны идти своим собственным путем и прокладывать свой собственный путьна этом пути. Временами тропа может быть неровной, в других местах - гладкой, но прилюбых обстоятельствах нам остается только прокладывать путь вперед: через болото, черезкустарник, через тормоза, через шиповник. [4]

Теософия предлагает нам знание, посредством которого мы можем прийти к такомупониманию Закона Кармы. Она открывает нам неоспоримый факт, что мы сами являемсяархитекторами своего будущего и строителями своей судьбы. Закон может бытьиспользован для того, чтобы формировать и строить наши судьбы через правильноеиспользование свободного выбора и воли; нет никакой судьбы, кроме той, что мы самисоздаем. Карма - это река, которая вечно течет вперед, из прошлого в настоящее и изнастоящего в будущее; она текуча и непрерывно течет в океан возможностей. Там мыплывем среди волн огромного, бесконечного моря; свет для нас самих, от которого бегутвторгающиеся тени.

Апрель 2017 года
Люк Майкл Айронсайд

СНОСКИ:
[1] Е. П. Блаватская. Ключ к теософии. The Theosophical Publishing Company, Лондон. (1889).
[2] Доктор Анни Безант. Изучение кармы. Теософское Издательство, Адьяр. (Второе Издание, 1917).
[3] Плотин. Эннеады VI.9.
[4] Уильям Шекспир. Сон в летнюю ночь (акт III, сцена I)