Презентация (PDF)


У.К.Джадж, сын Алисы Марии Куан и Фридерика Х.Джаджа, родился в Дублине, Ирландия, 13 апреля 1851 года. Отец Джаджа был масоном и мистиком. Его мать умерла рано при родах своего седьмого ребёнка.

О детстве Уильяма мало известно. Но говорили о некой болезни мальчика на седьмом году жизни, считавшейся смертельной. Врач объявил маленького страдальца умирающим, а затем и мёртвым. Охваченные горем родные не заметили, что ребёнок ожил и чувствует себя хорошо. После выздоровления у него обнаружились способности и знания, которые раньше не проявлялись. У взрослых это вызывало удивление и вопрос: когда и как он узнал все эти новые для него вещи. Он казался тем же самым и, в то же время, совсем другим своей семье, которой пришлось знакомиться с ним заново. Никто не знал, что он умеет читать, но, после выздоровления, на восьмом году, он стал буквально глотать все доступные ему книги по месмеризму, френологии, определению характера, религии, магии, розенкрейцерству.

До 13 лет мальчик воспитывался в Дублине, затем отец его переехал со своими детьми в США, проделав этот путь на рейсовом пароходе «Сити оф Лимерик», который прибыл в Нью-йоркскую бухту 14 июля 1864 года…

Достигнув необходимого возраста в апреле 1872 года, Уильям К.Джадж принял гражданство США, а в мае того же года был принят в адвокатуру города Нью-Йорка и начал специализироваться в коммерческом праве. Как юриста его отличали дотошность, непреклонное упорство и трудолюбие, завоевавшие ему уважение со стороны и работодателей, и клиентов. Как в то время, так и позднее о нём говорили: «Чтобы сделать своё дело, Джадж прошёл бы по раскалённым камням отсюда до Индии».

В 1874 году он женился на Элле М.Смит из Бруклина.

Вскоре после женитьбы мистер Джадж услышал о мадам Блаватской. Это произошло таким образом. Ему попалась книга «Люди из другого мира», написанная Г.С.Олькоттом, которой он очень заинтересовался. Мистер Джадж написал полковнику Олькотту, и вскоре мистеру Джаджу было предложено посетить м-м Блаватскую.

Он пришёл с визитом на улицу Ирвинг Плэйс. Дом 40, Нью-Йорк, и тогда, в первый раз в этой жизни, Е.П.Блаватская встретилась лицом к лицу со своим будущим самым преданным учеником и другом. Мистер Джадж описал эту первую встречу в статье «Навеки Ваша, Е.П.Б.»: «Меня поразили её глаза, глаза человека, которого я знал в давно прожитых жизнях. Во время первой встречи она взглянула на меня, как бы узнавая, и с тех пор этот взгляд никогда не менялся. Она увидела, что я не праздный, философствующий субъект, на ощупь пробирающийся сквозь коридоры жизни в поисках света, затемнённого учениями и фантастическими теориями. Для неё я был тот, кто долго бродил по лабиринту жизни в поисках единомышленников, способных указать верный Путь. И, отвечая на призыв, она открыла мне свои замыслы, не вдаваясь в детали, просто рассказала о них и вернулась к тому, чем была занята. Это было так, как будто накануне вечером мы разошлись по домам, отложив на завтра дела, требующие обоюдного участия. Мы были учителем и учеником, старшим и младшим братьями, стремящимися к одной цели. Но она обладала силой льва и знаниями мудреца. Мы стали друзьями, и с первого мгновения я почувствовал удивительное умиротворение»… Их сотрудничество никогда не прерывалось, а было «навеки», как писала Елена Петровна.

Значительное время м-р Джадж проводил с Еленой Петровной на Ирвинг Плэйс, в Нью-Йорке, занимаясь с её помощью и под её руководством, а также помогая ей с написанием «Разоблачённой Изиды». Он был одним из нескольких присутствующих в её комнате, когда 7 сентября 1875 года впервые было предложено основать Теософское общество и началась его организация.

В конце 1883 г. теософическое общество в Нью-Йорке было переименовано в «Арийскую Теософскую Ложу», Джадж являлся ее президентом.

В 1884 г. Джадж приезжает в Индию. Он временно занимает пост Г.С. Олькотта, пока тот вместе с Е.П. Блаватской находится в Европе.

В 1886г. Джадж вновь возвращается в Америку и преобразовывает «Арийскую Теософическую Ложу» в Американское Отделение Теософического Общества. Уильям Джадж становится его генеральным секретарем.

В этом же году он начинает издавать журнал «Путь», существующий и в настоящее время.

В 1888 г. У.К. Джадж помогал Е.П. Блаватской организовывать Эзотерическую школу, а после ее смерти стал членом внешнего руководства этой школы.

Вклад в развитие теософии У.К. Джаджа высоко оценивала Е.П.Б.

Вот некоторые из писем Е.П.Б. «Уильяму Куан Джаджу, генеральному секретарю американской секции Теософского общества: Моему самому дорогому брату и сооснователю Теософского общества.

(Членам Т.О.) В ответ на ваше письмо могу сказать только следующее: «Если У.К.Джадж – человек, сделавший больше всех для теософии в Америке, бескорыстнее которого никто не работал в вашей стране, делающий всё, что он мог, для выполнения всех поручений Великих Учителей, если он оставлен один…, тогда я говорю – пусть уходят! Они не теософы, и, если подобное должно случиться и Джаджу придётся сражаться в одиночестве, тогда я должна сказать им всем – прощайте навсегда. Я клянусь святым именем Учителя отряхнуть пыль каждого из них со своих ног… Я не могу понять, как в минуты неприятностей и жесточайшей борьбы истинный теософ может колебаться, хоть на мгновение, в необходимости поддержать У.К.Д. публично…Всё, что я сказала о У.К.Джадже, были ЕГО (Учителя) слова в ЕГО письме ко мне… Тот, кто верит всему, что придумано врагами, что в любых, каких угодно обстоятельствах, провокациях, сплетнях, клевете Е.П.Б. когда-нибудь будет против У.К.Д. или даже подумает об этом, не знает Е.П.Б. Это абсурдная идея. Е.П.Б. отдаст 7 дюжин Бриджей, 77 дюжин Нойсов, весь эзотерический выводок в США за одного У.К.Д., - он её часть в вечности.

«..Те, у кого есть уши, - да услышат, те, кто глух и слеп, пусть добудет себе искусственные уши и стеклянные глаза или исчезнут навсегда. Эзотерическая секция и её жизнь в США зависит от У.К.Джаджа, остающегося её представителем и являющимся таковым сейчас. В тот день, когда У.К.Д. оставит свой пост, Е.П.Б. станет в сущности мёртвой для американцев. У.К.Д – это Антахкарана (мост) между двумя Манасами – американской и индийской мыслью или, скорее, Трансгималайским Эзотерическим Знанием.» 1889 г.

« Мой дорогой У.К.Д., мой единственный друг. Я никогда не забуду его преданность, его непоколебимую дружбу (пишет Е.П.Б.). «Что ж, сэр и мой единственный друг, кризис приближается. Я заканчиваю «Тайную Доктрину», и ты должен будешь заменить меня или занять моё место в Америке. Я знаю, что ты успешно справишься, если твоё сердце выдержит, но оставайся преданным Великим Учителям, их Теософии и ИМЕНАМ…..Да помогут Они тебе и позволят нам благословить тебя. Мне предлагают любые деньги, доход, питание и жильё,- всё это бесплатно, только для того, чтобы я поехала в Америку работать отдельно без тебя, иными словами против тебя…Я предпочитаю потерять всех до последнего, чем ТЕБЯ.
Возможно, вскоре ты узнаешь почему. А теперь, пожалуйста, напиши мне просто (чтобы я могла прочесть), чего ты ждёшь от меня и чего мне делать не следует. Я даю слово, что последую твоим указаниям. Нам необходимо взаимопонимание. До сих пор никто и никогда не говорил мне, что ты просишь сделать что-то. Напиши мне напрямую, и я сделаю всё, прощай. Мой «ирландский крокодил», и пусть Великий Учитель сохранит тебя!»

«..Дела и события могут быть повёрнуты невидимой рукой таким образом, что ты будешь единогласно избран на пожизненный срок, так же как Олькотт и я, чтобы продолжать работу после нашей смерти. Понимаешь ли ты, что это значит?! Это значит, что, если ты не согласишься, это сделает несчастной мою жизнь и смерть несчастной, поскольку меня будет преследовать мысль, что это конец теософии. Несколько лет (после смерти) я не смогу помогать её продвижению, направлять её курс, поскольку я буду действовать в теле, которое должно ассимилировать состояние Нирманокая, ведь даже в эзотерике есть такие вещи как неудача, замедление и плохое приспособление к новым условиям…Я учту всё, что когда-либо будет сделано тобой, мой любимый У.К.Д.»

«…Что сказать, я вырастила «Франкенштейна» [Теософское общество], и он стремится истребить меня. Только ты можешь спасти дьявола и сделать его человеком. Вдохни в него душу, если не дух. Будь его Спасителем в США, да будет с тобой благословение моих СТАРШИХ, а благословение твоих сойдет на тебя. Твоя старая, но единственная, которая готова пожертвовать своим духовным миром, если только ты начнешь и продолжишь работу... Но в то время, как шеренга вокруг нас становится все реже, один за другим уходят наши лучшие интеллектуальные силы, превращаясь в самых жестоких врагов, я говорю: «Благослови чистых сердцем, у которых есть только интуиция, потому что интуиция лучше чем интеллект»

Задача м-ра Джаджа, определённо, была трудной поскольку Е.П.Блаватская, бывшая тогда единственным великим проводником теософских идей, оставила своё поле деятельности в Америке, а с этим любопытство и интерес, возбуждаемые её оригинальной и поразительной миссией, пошли на убыль. Отныне Теософское общество должно было существовать на своей философской основе. В результате после долгих лет работы и неиссякаемой настойчивости мистер Джадж достиг цели.
С 23 лет и до своей смерти максимум его усилий, огненная энергия его неустрашимой души были отданы Работе в Теософском обществе. Есть описание того, как он, будучи единственным присутствующим на собрании, открывал его, читал главы из Бхагавадгиты, заполнял Минуты (План работы) и вникал во все детали. Его решение сохранить Теософское общ-во было настолько твёрдым, что он делал так раз за разом. Такая воля способна преодолеть любые препятствия. Своим упорным трудом, помогая теософскому движению во всём мире, он строил Теософское общество Америки, чем заслужил от Учителя Мудрости звание «Воскреситель теософии в Америке». В то время у мистера Джаджа был девиз: «Не раздумывание, а распространение». Он говорил: «Теософия – это крик души».

В 1888 году в некоторых официальных документах Е.П.Б. пишет, что «он – завоевавший доверие чела в течение 13 лет», является «главным и основным представителем Ложи (Учителей) в Америке».
Из статей У.К. Джаджа

Теософия — это знание о Боге, (не личном, антропоморфном Боге, но о Божественной Мудрости). Слово Бог, в своем основном значении, одновременно подразумевает познаваемое и недоступное человеческому познанию, поэтому под теософией подразумевается мудрость, не знающая границ, без начала и конца

Фундаментальные постулаты Теософии:

Дух человека — его единственная реальная и постоянная субстанция.

Вселенная — едина в своей сути, всё, входящее в неё, связано с целым и со всем другим. Любое действие или мысль оставляют свой отпечаток на матрице Вселенной, ибо каждая часть мироздания неотделима от целого и все сущее объединено узами Братства.

Согласно первому постулату Теософской доктрины Вселенная — это единое целое, а не агрегат из отдельных компонентов. Это Целое определяется западными философами как Божество, а индийским философским учением Веданта как "Парабрахм”. Парабрахм лежит за пределами (букв. — за пределами Брамы) проявления, но в потенции является источником проявления каждой формы и законов, управляющими этими проявлениями.

Новые миры появляются вследствие закономерного эволюционного процесса. Когда наступает время (а это случается периодически) проявления Непроявленного в объективную Вселенную..

Период проявления или выдох известен как Манвантара или проявление мира между двумя Ману (от Ману и антара — "между”). Вдох завершается Пралайей, то есть периодом обскурации или покоя.

Манвантару определяют два вечных принципа — Пуруша и Пракрити, неотделимые друг от друга и присутствующие в каждом проявлении. Пурушу называют Духом, а Пракрити — Материей. Пурурша не является непроявленным духом, так же как Пракрити не та материя, которая известна современной науке.

Отсюда мы приходим к доктрине Вселенской эволюции, предложенной Адептами Религии Мудрости. По их утверждению Дух или Пуруша исходит из Брахмы и проходит через множество форм материи, одновременно находящихся в процессе эволюции, начиная в мире духовном с высших, а в мире материальном с низших форм. Таким образом, минеральная, растительная и животная формы, являются носителями божественной искры, как части невидимой Пуруши.

Эти искры духа стремятся "вернуться к Отцу”, или, другими словами, достичь самосознания, которое возможно только для одной, высшей на Земле формы — человека.

Огромная работа по обретению самосознания может быть совершена в течение Манвантары, в которой искра достигает или не достигает человеческой формы, в зависимости от индивидуальной воли и прилагаемых усилий. Таким образом, каждая отдельная душа проходит Манвантару или, другими словами, проявляет себя как для своего духовного роста, так и для духовного роста Всех. Махатмы и Риши постепенно поднимались по ступеням эволюции и, после окончания Манвантары, стали планетарными духами, которые предопределяют путь эволюции на других, будущих планетах. Планетарные духи нашей планеты — это те, кто в предыдущих Манвантарах, днях Брамы, приложили достаточно усилий и в течение этого длительного периода стали Махатмами.

Каждая Манвантара имеет одну и туже цель, предоставить Махатмам, уже достигшим высот или тем, которые смогут достичь их до конца текущей Манвантары, возможность стать планетарными духами в следующей Манвантаре на этой или других планетах. Эта система духовной общности всех людей положена в основу Теософского общества, целью которого является реализация идеи братства между людьми.

Пуруша (дух) является непременным условием существования любого проявленного воплощения. Без неё ничего не может существовать или соединяться с другим. Она вездесуща и повсеместна. Это реальность, по отношению к которой вещи, называемые нами реальными, являются просто образами. Проникая и одухотворяя все существующее, Пуруша объединяет его в единое целое. Уровень Пуруши — это план чистого сознания, где фиксируется каждое действие, мысль, объект, обстоятельство, происходящие на любом уровне бытия и сознания. Ибо ниже духа и выше интеллекта есть план сознания, в котором хранится весь накопленный опыт. Этот план известен под названием "духовная природа” человека.

Эта "духовная культура” обретается лишь тогда, когда материальные интересы, страсти и требования плоти подчинены интересам, побуждениям и нуждам высшей природы. Для достижения этой цели необходимо следовать установленным природой законам и использовать определенную систему подготовки.

Духовная практика наделяет человека особыми способностями, позволяющими творить "чудеса”, которые в действительности являются результатом знания природных законов.

Наша Земля единственная планета в цепи, состоящей из семи глобусов, которая находится на видимом плане, в то время как остальные шесть глобусов находятся на других, невидимых планах. (Каждая из планет нашей Солнечной системы принадлежит к цепи из семи глобусов). Волна жизни нисходит от высшего глобуса к низшему, достигает нашей Земли, а затем поднимается и проходит три другие на противоположной дуге. Это повторяется семь раз.

Наша Земля является четвертым глобусом.
Человечество переходит с глобуса на глобус, совершая круг (цикл) и возрождаясь на каждом глобусе определенное число раз.

Когда волна человечества достигла Земли в последний раз (в Четвертом круге), начался эволюционный этап деления человечества на расы. Продвигаясь в своем развитии, каждая коренная раса достигает периода известного как "момент выбора”, определяет свое будущее, как индивидуальная раса, и после этого начинает исчезать. Более того, расы отделены одна от другой природными катастрофами, такими как погружение континентов и колоссальными природными катаклизмами. Одновременно с развитием рас развивались органы чувств, таким образом, наша пятая раса имеет пять развитых органов чувств.

Далее Мудрецы говорят нам, что все в этом мире, включая человека, подчиняется закону цикличности. В течение любого цикла невозможно достичь степени прогресса характерной для другого цикла. Этому же закону цикличности подчиняется каждый период существования. Тот же закон господствует с наступлением темного периода, но его циклы отличаются меньшей продолжительностью.
Иными словами, в абсолютном смысле они достигают конкретного эволюционного уровня в более короткий период времени. Эти законы налагают ограничения на прогресс расы. В восходящих и нисходящих циклах эволюционных процессов Адепты вынуждены ждать, пока наступит время, прежде чем они могут помочь расе, которая находится на подъеме. Они не могут и не должны противодействовать закону Кармы. Таким образом, их активность по повышению духовного уровня расы повышается в период, когда цикл приближается к своему поворотному моменту.

Итак, эволюционному прогрессу может быть оказана помощь, либо допускается дальнейший упадок. Это происходит следующим образом: в то время, когда цикл находится на подъеме, развитые и достигшие высокого уровня существа, известные под санскритским названием Ньяни, спускаются на Землю с других глобусов, где циклы идут вниз, чтобы помочь духовному прогрессу на этом глобусе. Аналогичным образом они оставляют этот глобус, когда в его пределах приближается время темноты. Их не следует путать с Махатмами и Адептами.

Таким образом, истинной целью честных теософов является работа по рассеиванию мрака духовного невежества, чтобы Ньяни могли вернуться на этот глобус.

Теософия признает существование универсально распространенного высоко эфирного посредника, который называется "Астральный Свет” и "Акаша”. В нем сохраняются прошлые, настоящие и будущие события, а также все действия и мысли духовного, ментального или материального происхождения.

Астральный свет это материя, а не дух. Это, можно сказать, нижний принцип космического тела, в котором Акаша — его Высший принцип. Он может сохранять все образы. Можно также сказать, что в Астральном свете каждая мысль, слово и действие имеют свой образ.

Астральный свет содержит все существующие звуки.

Через Астральный свет и помощь элементалов различные материальные элементы могут быть вытащены и осаждены из атмосферы в плоском виде или в форме плотного объекта.

Понимание мира элементалов является очень важным фактором в формировании теософского осмысления мироздания. Каждая мысль, возникающая у человека, сразу же соединяется с элементалом и, после этого, она уже не подвластна его воле. Нетрудно понять, что этот процесс происходит в каждом случае. Таким образом, каждая мысль существует как некая сущность.
И поскольку большинство плохих мыслей целенаправленны, мы констатируем очевидность результата, ибо элементал не обладает сознанием и меняет свою структуру и направление в зависимости от мысли, которой он в это время подчинен.

Каждый человек имеет своих элементалов, составляющих часть его натуры и мыслей. Проявляя гнев, критикуя или сурово осуждая другого человека, вы привлекаете к себе большое количество элементалов, которые принадлежат, вызывают и вызываются отрицательными эмоциями, которые возвратятся вам сторицей.

Таким образом, несправедливо осуждая, не зная источника и причин действия другого, вы автоматически становитесь соучастником его ошибок и неудач и своим собственным действием (своими мыслями) семикратно увеличиваете их силу.

В Астральном свете происходит создание форм и разрушение существующих. Это вселенский регистратор. В его главной конторе творится закон Кармы или эволюции жизни. Таким образом, в глубоко духовном смысле закон Кармы является "посредником” между человеком и его Богом — высшим духом.

Теософия также рассматривает вопросы происхождения, истории, развития и судьбы человечества.

Она учит:

Первое. Каждый дух — это проявление Единого Духа и, таким образом, часть Целого.

Второе. В процессе повторяющихся воплощений, каждая индивидуальность получает новое тело и в течение огромного числа существований в сменяющихся расах и глобусах нашей цепи, она собирает опыт каждого возрождения для своего духовного совершенства.

Третье. Между возрождениями, после очищения Высшего Эго от низших принципов, наступает период сравнительного отдыха и покоя, называемый Дэвачаном, в котором Высшее Эго готовиться к очередному материальному воплощению.

Природа человека семерична и главные её составляющие: тело, душа и дух. От того, как эти составляющие развиты относительно друг друга, зависит субъективное состояние человека после смерти. Дух не есть седьмой принцип. Это есть синтез или целое, которое одинаково представлено в остальных шести принципах.

Процесс эволюции идет вплоть до слияния индивидуального духа с Божественным и включает последовательный подъем от низшего к высшему уровню силы и полезности. Те, кого мы называем Мудрецами, Ришами, Братьями, Учителями Мудрости — это воплощенные в физическое тело возвышенные существа. Их великая миссия состоит в постоянном сохранении, а, когда закон циклов позволяет, в расширении уровня духовных знаний и влияния.
Когда слияние с Божественным Духом достигнуто, все события и опыт каждого возрождения становятся явными.

В 1886 году, продолжая работать в Теософском обществе, м-р Джадж основал журнал «Путь», для издания которого делал всё необходимое, выполняя всевозможные обязанности. Он безостановочно писал книги, статьи, письма. Он читал лекции во всех штатах Америки, выполнял работу нескольких человек. Каждое свободное мгновение, отнятое у еды и отдыха, было отдано теософии.
Он всегда относился к страданию презрительно, работая тогда, когда другой лежал бы, не поднимаясь. Его друзья и врачи находились в шоке от всего, что с ним происходило.

Теософское общ-во росло, увеличивалось и количество его персонала, а он неутомимо делал больше всех остальных. Неустрашимый и упорный, он постоянно выступал с предложением новых планов работы.

Были, конечно, и огорчения, однако, оптимизм, неукротимая энергия не подводили его никогда. Тем, кто спрашивал его совета во время кризисов, привычно сотрясавших древо Теософского общества, он отвечал: «Работайте! Работайте! Работайте для теософии!». И когда, в конце концов, и его жестоко предали, а некоторые из тех, кого он вырастил, кому оказывал услуги и учил, как работать, старались изгнать его из общества, не понимая своей ограниченности, он молчал, как надлежало Посвящённому.

Таковы известные факты жизни У.К.Джаджа. Существует многое, о чём не нужно говорить. Его требования к нам касались только Работы! Она была его Идеалом! Он ценил мужчин и женщин только по их отношению к теософской работе и по тому, в каком духе она делалась. По его мнению, самая лучшая работа – это Правильно Мыслить. Он работал с каждым, кто по-настоящему хотел работать, не принимая во внимание, были ли эти люди его друзьями или врагами…Навсегда запомнится его причудливая, необычайная улыбка, за которой обычно следовали какие-нибудь ирландские шутки.

21 марта 1896 года У.К.Джадж встретил «Выразительную, Справедливую и Могущественную Смерть» …Доктор Раундс сказал, что причиной смерти явилось не состояние лёгких, а «прекращение сердечной деятельности». Однако все врачи, смотревшие его, были согласны, что его сердце звучало как колокол.

Исходя из этого можно заключить, что Уильям Джадж, как и Е.П.Б., умер не потому, что для этого была явная причина, а просто пришло время…

Сейчас мы имеем возможность изучить теософские труды Уильяма Кванта Джаджа, истинного теософа, преданного друга и соратника Елены Петровны Блаватской.

Джадж У.К. «Океан теософии»
Комментарии к «Океану теософии»
Джадж У.К. «Краткое изложение теософской доктрины»
Джадж У.К. «Синтез оккультной науки»
Джадж У.К. «Письма, которые мне помогли», т. 1
Джадж У.К. «Письма, которые мне помогли», т. 2
Джадж У.К. «Избранные статьи»
Джадж У.К. «Самоубийство — не смерть»
Джадж У.К. «Карма»
Джадж У.К. «Галерея астральных образов»
Oлькотт Г.С. «Письма Е.П. Блаватской А.П. Синнетту»
Сборник «Уильям К. Джадж и его "Путь"»